Сетевое сообщество «Лидеры образования. СКО»
Каталог файлов
Меню сайта

Категории раздела
Печатные статьи [15]
Lesson study [34]
Среднесрочное планирование [13]
Новые подходы в преподавании и обучении [6]
Коучинг [14]
Планы по развитию лидерства [2]
Страница ментора [3]

Наш опрос
Сфера вашей деятельности
Всего ответов: 72

Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Информеры
Погода в Казахстане

Приветствую Вас, Гость · RSS 03.05.2024, 17:19

Главная » Файлы » Планы по развитию лидерства

ЛИДЕРСТВО КАК АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
18.01.2018, 14:06

Статья опубликована в сборнике материалов XIV международной научно – практической конференции «ОБРАЗОВАНИЕ: традиции инновации» (Прага, Чешская республика 27 апреля 2017 год)

ISBN 978 – 80 – 88005 – 30 - 8

ЛИДЕРСТВО КАК АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Килоева Н.В., Мурзабаева С.М.

КГУ «Средняя школа №4»

 

«….люди с сильным пониманием собственного направления способны

объединяться, чтобы создать мощную силу, нацеленную на то, чего мы

по-настоящему хотим добиться»

Майкл Фуллан

 

Изменение позиции руководства школы от управления к лидерству на современном этапе является одним из основных подходов в мировой практике, поэтому работу по поддержке данного подхода в школе необходимо поставить на должный уровень. Лидерство напрямую связано с успешностью, а успешность учителя зависит от умения достигать поставленной цели, умения решать педагогические проблемы, способности к саморазвитию, непрерывному самосовершенствованию, в большей степени зависит от уровня его мастерства и потребностей в развитии себя и обучаемых, от способов его мышления и развития у него лидерства. Именно лидеры способны вносить системные изменения в практику преподавания и обучения и составляют мощный потенциал для развития школы.

Управление и лидерство - это взаимосвязанные между собой понятия, но не тождественные. Лидерство является важным аспектом управления [1].

По мнению А. Файли, Р. Хауса и других ученых, различие между руководством и лидерством состоит в следующем: «Управление можно определить как умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют предписанные им официальные поручения и решают определенные задачи. Лидерство же является процессом, с помощью которого одно лицо оказывает влияние на членов группы». Лидерство возникает там, где один член группы изменяет побуждения или компетенцию других членов группы. Если говорить об эффективном лидерстве, то следует учесть, что необходимы навыки анализа организационных отношений и рефлексии.

В настоящее время происходит замена пот­ребности человека в образовании от «человека знающего», то есть вооруженного системой знаний, умений и навыков, к «человеку, подготовленному к жизнедеятельности», способному активно и творчески мыслить, действовать, интеллектуально, нравственно и физически самосовершенствоваться. Формула успеха «Знание, мышление и лидерство, умноженные на этику!» (Майкл Барбер) становиться приоритетной, лидерство учителя преимуществом образовательного учреждения.

В связи с этим, актуализация вопроса о развитии лидерских качеств и навыков учителей предполагает, что учителя – лидеры в школе будут эффективно управлять классами – вовлекать учеников в процесс обучения и воспитания путем мотивирования учебно-познавательной деятельности, ставить цели, влияющие на развитие личности каждого, несмотря на характер и способности.

Современный руководитель – лидер должен уметь распределять руководство, поэтому его главная задача развитие лидерства учителей на всех уровнях, через повышение квалификации. Данная задача в нашей школе решается через распределенное лидерство. Создан центр по развитию лидерства, разработана внутришкольная программа по поддержке учителей – лидеров. Реализуемые программы основаны на дифференцированном подходе в работе с педагогами. Педагогический коллектив школы имеет общее видение, работает как единая команда на достижение поставленных целей.

Функционально значимым управленческим инструментом является школьная управленческая команда, которая легитимно и преемственно вовлекает коллектив в управление всей педагогической системой школы, обеспечивает коммуникацию между всеми участниками принятия и реализации стратегических решений, формирует в коллективе «узнаваемость» и привлекательность стратегических целей и приоритетных результатов [2].

Выделяют шесть областей профессиональной практики, в которых учитель может проявить себя как лидер: лидерство в преподавании и обучении, развитие себя и других, осуществление изменений, инновации и перемены, осуществление управления школой, вовлечение и работа с сообществом.

В нашей школе созданы реальные возможности лидерства. Администрация создает среду, в которой сертифицированные, прошедшие лидерские курсы учителя имеют возможность оказывать влияние во всех направлениях работы школы. С этой целью в школе проведены структурные изменения: методические объединения были укрупнены и на их базе созданы исследовательские группы, которые осуществляют процесс исследования в действии. Исследование в действии школьного учителя представляет собой процесс саморефлексивного исследования собственной практики в целях более углубленного ее понимания и дальнейшего совершенствования. Усилия участников исследования в действии направлены на переосмысление существующей школьной практики, посредством непрерывного выявления проблем, сбора данных, их анализа и на его основе – практических действий. Данный подход позволил решать возникающие проблемы в практике преподавания и обучения в сотрудничестве с коллегами и способствует устранению недостатков в компетентности педагога. Лидеры групп участвуют в разработке общешкольных планов, необходимых программ и проектов. Основу методической работы составляет инновационная деятельность.

В рамках отведенного времени школьные тренеры проводят обучение педагогов в малых группах по образовательной программе «Рефлексия в практике» еженедельно в течение всего года. В данный формат обучения вовлечены все молодые педагоги, поэтому они имеют возможность повышать свой профессиональный уровень, развивать лидерские навыки через обучение на тренингах с коучинговым подходом и менторинги с наставником.

Современные, проверенные мировой практикой стратегии вытеснили старые, неэффективные формы методической работы в школе.

Создание сетевого сообщества «Лидеры образования. СКО» способствовало значительному росту и поддержке потенциала лидерства учителя. В ходе реализации плана работы сообщества организованы исследование в действии и Lesson Study с привлечением учителей из разных школ, публикация результатов проведенных исследований, обмен опытом, проведение внешкольных семинаров, каждый участник сообщества выбрал собственную траекторию профессионального роста.

Данные мероприятия развивают уверенность учителей, они получают рефлексию о своей практике, на основе которой совершенствуют процессы преподавания и обучения, добиваясь высоких результатов.

В 2015-2016 учебном году по итогам независимой экспертной оценки школа была удостоена I национальной премии «Лидеры в образовании» и вошла в сто лучших школ Казахстана. Школа так же получила сертификат на получение компьютерного класса за высокие показатели по результатам рейтинга среди общеобразовательных школ города Петропавловска.

Подводя итог можно выделить в процессе формирования и развития лидерского потенциала три этапа: формирование (лидерские качества), развитие (установка на лидерство), реализация (лидерское поведение). В данном процессе важной является взаимосвязь объективных (социальная среда) и субъективных факторов (возраст, личные качества, личные жизненные обстоятельства) на каждом этапе становления лидера, иначе на любой из стадий может случиться остановка, когда условия социальной среды перестают стимулировать дальнейшую актуализацию лидерского потенциала педагога [2].

Таким образом, лидерство - это управленческий комплекс, который призван менять ситуацию, улучшая ее, предполагает определенный личностный рост. Лидерство выступает как обоснованная необходимость в современной действительности, в том числе в системе образования, так как отвечает современным вызовам и тенденциям, происходящим в настоящее время.

 

LEADERSHIP AS THE ASPECT OF MANAGING EDUCATION PRACTICE

Key words: leader, managing, divided leadership, research in action, Lesson Study, reflection, network community

 

Литература:

  1. Зарецкий А.Д. Менеджмент социальной работы: учебное пособие — Изд. 2-е, доп. и перераб. — Ростов н/Д : Феникс, . — 187 с.. 2008
  2. Лидерство – эффективный метод управления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [www.cpm.kz/bitrix/components/bitrix]
  3. Луткин С.С. Осмысление лидерской позиции педагога как условие развития его профессионально-педагогических компетентностей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [http://cyberleninka.ru/article]
  4. Руководство для учителя. Первый (продвинутый уровень). Второе издание, АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», 2012г.
Категория: Планы по развитию лидерства | Добавил: bitl-b
Просмотров: 984 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz