ББК 74.267
М24
Учебно-методическое пособие
Обучение школьников технике игры в баскетбол
Автор: Мануйлова Л.Б. учитель физической культуры СШ №4 г. Петропавловска
ВВЕДЕНИЕ
Основной и наиболее массовой организацией, осуществляющей физическое воспитание подрастающего поколения, является школа. Школа не только вооружает учащихся необходимыми знаниями и практическими умениями, но и готовит всесторонне развитых, энергичных юношей и девушек. Немалое значение в этом деле имеет физическое воспитание, содействующее развитию у учащихся быстроты, ловкости, выносливости и силы, прививающее решительность, смелость, настойчивость, инициативу и дисциплинированность.
Одной из самых популярных спортивных игр является баскетбол. И это неудивительно, так как игра в баскетбол, быстрая по темпу и смене игровых положений, отличающаяся увлекательностью, обилием разнообразных технических приемов и тактических комбинаций, представляет ее участникам широкие возможности для проявления творческой инициативы в условиях интересной борьбы за мяч. В этом виде спорта ведущими являются не длительные усилия и напряжения, как, например, в плавании, в беге на длинные дистанции, а короткие по времени усилия, проявляющиеся в естественных и разнообразных движениях (бег, прыжки, броски и ловля мяча и т.д.), а поэтому баскетбол вполне доступен школьникам. В ходе этой игры всегда поддерживается высокая эмоциональность и общая заинтересованность в результатах борьбы за каждое очко, за каждый мяч. Здесь развиваются у играющих решительность и ловкость, инициатива и ориентировка, находчивость и быстрота, коллективизм и товарищество. Много радости и удовольствия доставляет эта игра детям младшего школьного возраста, вызывая у них стремление к дальнейшим систематическим занятиям и другими видами спорта.
Методическая подготовка, организация и проведение занятий требуют изучения определенной литературы, составления учебного плана, определения программного материала, выбора упражнений, составления конспектов урока.
Чтобы облегчить до некоторой степени труд педагога разрабатываются различные методические пособия.
В этом учебном пособии прописные истины баскетбола и начальный этап обучения изложены языком рисунка, тем самым осуществлен принцип наглядности обучения.
Реализация принципа наглядности обучения в настоящее время тем более важна, что молодежь, привыкшая к картинке телевизора, значительно легче познает смысл и содержание рисованного упражнения, чем его текстового описания.
Многолетняя практика и психолого-педагогические исследования в области баскетбола показали зависимость эффективности обучения от реализации принципа наглядности, что подчеркивает важность
использования наглядных учебных пособий в практике баскетбола. Много времени у преподавателей отнимает процесс объяснения и показа, что снижает моторную плотность занятий и интерес к ним.
Разработанная система рисованных упражнений в стиле граффити представляет собой рисунки и схемы баскетбольных приемов и упражнений, систематизированных с учетом возрастания сложности и поэтапности обучения. Особенно она перспективна для первоначального обучения баскетболу.
Сами рисунки выполнены в условно-графической форме с минимумом деталей, могущих усложнить восприятие, фигурки спортсменов схематичны.
Оригинальность данного пособия в том, что текст под рисунком максимально краток, комментарий дается без использования специальных спортивных терминов, зачастую знакомых только специалистам. Рисунки могут быть использованы для изготовления учебных наглядных пособий - карточек путем ксерокопирования (желательно с увеличением) и наклейки на паспарту.
Легкость понимания материала позволяет использовать карточки в самостоятельных заданиях даже без объяснений педагога.
Наглядность и точность подачи упражнения на рисунке, минимум методических указаний, расположение материала на отдельных карточках определяют методику использования пособия.
При использовании предлагаемого наглядного пособия облегчается индивидуальный подход к учащимся, повышается уровень стимуляции интереса к занятиям, ускоряются темпы обучения двигательными навыками, повышается прочность их усвоения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
При выполнении упражнений должен соблюдаться дидактический принцип «от простого к сложному». Несоблюдение этого принципа может отбить у учащихся охоту к занятиям. Они должны понимать цель упражнений. При обучении новым игровым приемам надо соблюдать следующие правила: 1.Объяснить упражнение и показать, как его правильно выполнять. 2.Предложить учащемуся проимитировать показанное упражнение и следить за правильностью движений.
3.Сделать замечания и указать путь исправления ошибок, если это необходимо. 4.Добиваться от учащегося повторений правильного выполнения движений до тех пор, пока не будет сформирован навык, после чего возвращаться к выполнению этого упражнения.
Необходимо добиваться правильного воспроизведения всех движений от каждого учащегося. Учитель должен замечать и мелкие погрешности. Нужно помнить, что неправильный навык закрепляется так же, как и правильный. Из опыта известно, что переучивать гораздо труднее, чем сразу учить правильно.
Обучение игре начинается с создания общего представления с помощью словесных и наглядных методов. Рассказ о сущности игры дополняет объяснение основных ее правил и хорошо бы подкрепить демонстрацией кинофильма с участием высококвалифицированных баскетболистов, а также просмотром соревновательной или учебной игры.
При овладении техникой игры главная задача — усвоение общей структуры приемов в целом. Одновременно уделяют внимание точности выполняемых движений, а также развитию меткости, связанной с попаданием в цель. Изучают ограниченное число приемов; используется целостный метод обучения, с применением большого числа подводящих упражнений. Особенно важно развить непринужденность владения мячом. Здесь помогают специальные упражнения в жонглировании мячами разного размера и веса в сочетании с работой ног.
Одновременно самое серьезное внимание уделяют развитию способностей, связанных с тактическим мышлением, а также обучению индивидуальным тактическим действиям, относящимся к изученным техническим приемам. Главное здесь — строгая последовательность и системность в обучении технико-тактическим приемам с преимущественным использованием игрового и соревновательного методов, системы подводящих упражнений и широкого арсенала подготовительных игр. |