«О важности ценностных ориентиров»
учитель
истории: Бактыбаева И.Т.
г.Петропавловск,
СШ№4
«О
важности ценностных ориентиров»
Древняя
римская пословица:« Не для школы, для
жизни мы учимся»
В материалах Центра Современной педагогики «Обучение
без границ» (Монреаль, Канада) в модуле «Современный урок» указываются восемь
компетенций, которые считаются важными и обязательными для жизни каждого
человека. Я бы хотела обратить внимание на две компетенции: уметь использовать
в жизни гражданские и социальные обязанности; уметь на основе мировой и научной
культуры формировать свои ценности.
Именно о ценностях и нравственности педагога
хотелось бы сегодня сказать.
Мир стремительно меняется вокруг нас. Знания,
которые были актуальны 2-3 года назад, уже устарели. Они меняются каждые 2-2,5
года. Наш опыт, опыт наших предков уже никого не интересует. Молодежь не поймет
наших родителей, работавших сутками за копейки, ради светлого будущего
отказывая себе во всем. И, как кажется
молодым людям, зря. Это светлое для
многих так и не наступило. Они резонно задают вопрос: зачем надо было так мучиться?
Дети изменились. Мы постоянно говорим: «этот выпуск
не тот, что был ранее». Таким образом, складывается такая картина: Мир меняется,
общество меняется(то социализм, то капитализм ит.д.), дети меняются, а мы и
наши стратегии преподавания - нет!
А кто должен быть впереди? Быть примером во всем?
(если исходить из прежних убеждений) – педагог?!
А он у нас,
оказывается, плетется в хвосте, не хочет меняться, прикрываясь опытом,
регалиями ит.д., или меняется не полностью. Или чувствует, что надо меняться,
да не знает как… Парадокс!
Отсюда вывод: как бы ни говорили о важности опыта в
работе и правильной передаче знаний, мы должны учесть - знания устаревают,
чужой опыт не интересен никому
( каждый учится
на своих ошибках). А раз так, значит надо меняться постоянно в соответствии с
изменением времени.
Но как это сделать и в какую сторону идти? А это уже
второй вопрос.
Мы часто высказываем свое недовольство
нововведениями и переменами. Да зачем нам то, да зачем нам се… Но согласитесь, те кто был на курсах
повышения квалификации работников образования РК третьего (базового) уровня по-другому стали мыслить! Пусть не все
понимая, мы развивались. Тем более, созвучные идеи стали слышать по
телевидению, радио, по всем СМИ. Значит это веление времени, так?
Понимаю, не
во всем можно согласиться с Кембриджским университетом ( да и времени
прошло еще мало, чтобы делать какие – то основательные выводы), но ведь мы
главное поняли: надо изменить подход к преподаванию. Что-то что приемлемо для
нас взять, а что-то отсечь. «Будут и другие новшества», скажут опытные
педагоги, « мы их видели перевидели».И прекрасно: от всех проектов надо что –то
взять, адаптировать для своих уроков и идти дальше.
Вот мы говорили, что наша задача выпустить из школы
такую личность, которая могла бы успешно утвердиться в жизни. Для этого мы
должны формировать жизненно необходимые навыки, а не академические (никому,
может быть, не нужные). Многие говорят, что это американский подход. Пусть! Если
это соответствует времени и необходимо здесь и сейчас – пусть! Мы всегда
берем то, что надо от жизни и для жизни.
Но тут встает другая проблема- НРАВСТВЕННАЯ. Воспитать
конкурентноспособнуюличность, расталкивающую всех локтями, действительно как –
то не вяжется с нашими представлениями и понятиями. Мы все- таки не на западе
живем. Менталитет не тот. Это там все для себя: частная собственность и т.д. Мы
люди восточные и нам не приемлем яркий индивидуализм, граничащий с эгоизмом. Для
нас, восточных людей, все должно сочетаться с духом коллективизма,
сотрудничества. То есть ценности, о которых мы говорили ранее: доброта, любовь,
честность, уважение, взаимовыручка и поддержка должны быть приоритетными. Это
как раз то,что и дают нам уроки, разработанные в ключе семи модулей по
программе повышения квалификации учителей третьего (базового) уровня.
Страшнее экономического кризиса – нравственный и
духовный кризис. А это сейчас наблюдается повсеместно после развала Советского
Союза.
Мы часто беседуем со старшим поколением о том,
почему стало так много наркоманов, игроманов, суицидальных среди детей и
молодежи?? Да потому что нет моральной и нравственной основы, то, что раньше
воспитывалось и прививалось не только школой, но и обществом, родителями.
Давайте обратимся к значению слов «нравственность» и
«ценность».
Нравственность – этосовокупность норм
поведения человека в обществе.В более узком значении нравственность — это
внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной
воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним
требованием к поведению индивида.[википедия]. О важности и значимости
нравственности говорили еще древние мыслители.
«Кто
двигается вперёд в науках, но отстает в нравственности, тот более идёт назад,
чем вперёд»
Аристотель
«Нравственность
- это разум воли»
Гегель
Общество людей строится на определенных ценностях.
Что же это такое? Обратимся к словарю.
Це́нность — важность, значимость, польза, полезность
чего-либо
Ценность — как характеристика предмета, обозначающая
признание его значимости. Разделяют «Материальные ценности» и «Духовные
ценности». Известно понятие «Вечные ценности».
Система ценностей
Нормы, которые сложились в обществе, они являются
высшим выражением его системы ценностей (то есть господствующие представления о
том, что считать хорошим, правильным или желательным). Понятие ценностей и норм
различаются. Ценности — это абстрактные, общие понятия, а нормы — это правила
или руководящие принципы поведения для людей в ситуациях определённого рода.
Система ценностей, сложившаяся в обществе играет важную роль, так как она
влияет на содержание норм. Все нормы отражают социальные ценности. О системе
ценностей можно судить по нормам, сложившимся в обществе.
К ценностям могут относиться:
Здоровье
Любовь, семья, дети, дом
Близкие, друзья, общение
Самореализация в работе. Получение удовольствия от
работы
Материальное благополучие
Духовные ценности, духовный рост, религия
Досуг — удовольствия, хобби, развлечения
Творческая самореализация
Самообразование
Социальный статус и положение в обществе
Свобода (свобода выбора, свобода слова и т. д.)
Стабильность
Также могут присутствовать другие ценности. У
различных людей различные приоритеты ценностей.[из материалов Википедии].
Многие могут возразить: говорите об изменениях, но
ценность и нравственность – это категории неизменные. Да я с этим согласна.
Просто надо правильно расставлять ПРИОРИТЕТЫ ценностей.
Общество ярких индивидуалистов – эгоистов обречено
на гибель. Ведь посмотрите, кто сейчас является лидером? Не тот, кто «впереди
планеты всей», а тот, кто умеет работать в коллективе, кто умеет мыслить сам и
учиться у других, кто учитывает особенности каждого и работает в
сотрудничестве. А это как раз и реализуется на уроке, построенном по программе
курсов повышения квалификации педагогических работников РК.
Кто – то скажет: «Это не ново». Да, «все новое – это
хорошо забытое старое». Но в этой программе все то старое, что мы собирали из
разных источников по крупицам, экпериментируяи действуя,порой, на свой страх и
риск, скомпановано и логично выстроено в семь модулей.
Итак, из всего выше сказанного можно сделать
следующие выводы:
1) «Компетентным
учитель станет при условии наличия того, что исследователь назвал «тремя
помощниками учителя»[Shulman,2007]…
Это голова – профессиональное понимание; рука – практические навыки
преподавания и сердце – профессиональная целостность.» [из материалов
«руководства для учителя», с.112].
Именно сердца не хватает, по –
моему мнению, современному педагогу и обществу в целом. Изменятся ценностные
ориентиры учителя, изменятся они и у учеников. Значит, начнет меняться общество
по отношению к преподаванию и обучению. Придет осознание ценности преподавания
и ценности устойчивых убеждений.
2) Нужно
изменить свои взгляды на систему образования и преподавания в целом.
Как изменить? Сделать свои уроки
адаптированными современным условиям.
В результате, воспитать личность успешную в
реальной жизни, при этом с высокими МОРАЛЬНЫМИ ПРАВИЛАМИ и ДУХОВНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ;
чтобы личность могла жить в социуме.
3) И
надо для себя определить, что это не предел. Мир постоянно меняется и мы должны
постоянно меняться. Мы должны быть готовы к тому, что и это устареет; мы должны
быть готовы к постоянным переменам и изменениям, а это и есть развитие или
расширение образования
В завершении, частный вывод для себя: (опять же по
принципу: все, что актуально сегодня сохраняем, остальное видоизменяем,
адаптируем)
Надо строить (планировать) уроки исходя из тех
положений, которые были введены еще Я. А.Каменским:
а) исходя из
ценностных ориентиров; б) жизненных навыков учащихся и учителя.
Цели и задачи уже не те, значит и схема построения
урока (поурочного плана) должна быть другой.
Как
согласовать это новое с системой оценок качества знаний?(ЕНТ, ВОУД и т.д.)
Просто знать, что скоро вся система изменится. Но не ждать этого, а пытаться
уже сейчас изменить подход к этому. Правительство и государство уже готово к
глобальным изменениям в системе образования.
С чего начинаю Я менять свое отношение?
1)Изменила свое поурочное планирование (схема,
этапы, формы, цели, ожидаемые результаты, критерии оценивания)
2) Меняю свои профессиональные ценности и убеждения.
Вырабатываю в себе видение урока: к чему стремлюсь, чего хочу добиться на
уроке, каким хочу видеть результат, какими хочу видеть детей на уроке, в
конечном итоге вне урока. |