УДК37.013.77
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ
НОВЫХ ПОДХОДОВ
Килоева Н.В.
КГУ «Средняя школа №4», г.
Петропавловск, Казахстан
Нагочевский Е.И.
Первая гимназия, г. Петропавловск,
Казахстан
Түйін: Мақаланың авторлары құрастырғандары ұстаздың кәсіби тәжірибесінің өсуін
әдістемілік инновациялық қызметінде және кезеңдік мазмұны мен
жаңарту әрекетіне жаңа ұстанымдарды енгізу болып табылады: коучинг,
тәлімгерлік, Lesson Study, шығармашылық құрам, оқытуды зерттеу.
Негізгі сөздер: ұстаздың кәсіби дамуы әдістемелік жұмыс, коучинг,
тәлімгерлік, Lesson Study, шығармашылық құрам, оқытуды зерттеу.
Summary: authors of the article look through professional
development of the teacher in the border of innovational methodic service and renew
of contest of activity of methodic service structural kinds through including
of new strategies: couching, mentoring, Lesson Study, net society,
investigation in action.
Keywords: professional development of the teacher,
methodic work, couching, mentoring, Lesson Study, net society, investigation in
action.
«Образование
как сфера, наиболее тесно связанная со становлением личности человека, в
состоянии преодолеть негативные тенденции в развитии общества. Ключевой фигурой
в этой сфере был и всегда остается педагог – компетентный специалист, владеющий
всем арсеналом средств, социально зрелая, творческая личность, способная и
стремящаяся к профессиональному самосовершенствованию»
[1].
Профессиональное
развитие педагога – один из факторов, оказывающих существенное влияние на сохранение и развитие потенциала
образовательного пространства, адаптацию образовательного учреждения к динамически
изменяющимся условиям, инновационную деятельность, обеспечение нормального
функционирования процесса образования [2].
Анализ литературы позволил выявить, что развитие – это
качественное наращивание новых
возможностей и их реализация [3],
а под профессиональным развитием понимаются действия, которые развивают навыки,
знание, опыт и другие педагогические качества.
В
условиях образовательного учреждения основным видом деятельности по повышению квалификации
и профессиональному развитию педагога, на наш
взгляд, является методическая работа.
Основываясь
на подходах в определении методической работы такими учеными, как В.И. Зверева,
В.М. Лизинский, Н.В. Немова, М.М. Поташник, П. И. Третьяков и др., можно
сделать вывод, что методическая работа в образовательном учреждении – это
система или деятельность, направленная на совершенствование
учебно-воспитательного процесса, достижение определенного уровня образования,
воспитания и развития детей и повышение профессионального роста педагогов
учреждения. Данное определение расширяет толкование методической работы с позиций
меняющихся требований к самой личности педагога и его профессиональному
мастерству, что обусловлено изменившимися социальными реалиями. Наш подход
связан с пониманием методической работы как системы многообразных,
взаимосвязанных управленческих и педагогических действий, направленных на
обеспечение качества образовательного процесса через развитие профессионального
мастерства педагогов.
Опыт
показывает, что современная методическая служба имеет широкие потенциальные
возможности для решения самых сложных проблем образования. Методическая служба
– это не просто деятельность, а система организации методической деятельности,
направленная на удовлетворение и развитие профессиональных потребностей
субъектов практики, это коллективный субъект, призванный соединить науку с
практикой.
Традиционная методическая
работа предполагала повышение качества профессионального уровня учителя
посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах,
технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности. Проведенные
исследования показывают, что серьезным препятствием в построении творческой и
результативной методической работы
продолжает оставаться отсутствие системы педагогического анализа учебной
деятельности учителей.
Новые
ценности методической работы - культура
взаимодействия, развитие творчества, диалогического общения, порождение смыслов
учебной деятельности в процессе обучения, педагогической поддержки
саморазвития, самоорганизации личностных структур сознания и т.д., определяются
исходя из новой цели: подготовка учителя как субъекта профессиональной
деятельности, социальной жизни, субъекта
личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.
В данном случае, повышение качества профессионального уровня и педагогического
мастерства учителей рассматривается не только как процесс накопления знаний, а
как процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий.
В
целях осуществления профессионального развития учителей была разработана и
успешно внедрена инновационная модель методической службы на базе КГУ «Средняя
школа №4».
В
период апробации инновационной модели методической службы содержание работы структурных подразделений
было наполнено инновационными составляющими, в структуре появились новые подразделения с функциями не присущими структурам
традиционной методической службы школы.
Для
внесения инновационных изменений были определены направления преобразований в
работе с педагогами.
В
профессиональной беседе с учителями о том, какой из новых подходов
им наиболее интересен и важен для отработки, был выбран подход «Обучение
тому, как обучаться», а в частности внедрение трех составляющих саморегуляции.
В соответствии с выявленными
потребностями педагогов выбрана
методическая тема «Обучение выбору
действий для развития навыков саморегуляции»; определена миссия «Оказать педагогам и учащимся помощь в
реализации саморегулируемых стратегий и более высокому уровню вовлеченности в задания»;
сформулирована цель «Внедрение трех
составляющих саморегулируемого обучения в учебный процесс» и ожидаемые результаты:
учителя осознано планируют процесс саморегуляции на уроке, а учащиеся
самонаправлены в процессе выполнения задания; самостоятельно определяют
проблемы и цели; самостоятельно выбирают стратегии для достижения цели и
проблем.
Для
оценки успешности разработаны следующие критерии: учителя уверенно используют
новые подходы (саморегуляцию) на уроке, высокая степень понимания учениками
того, как учиться; учащиеся умеют самостоятельно определять проблему и цель;
учащиеся умеют выбирать стратегии для достижения цели и проблемы.
Реализацией
изменений по выбранной теме и сопровождением деятельности творческой группы
учителей в методической службе школы занимается новое структурное подразделение
«Центр по развитию лидерства» (ЦРЛ). Вся работа по достижению поставленной цели
и программного плана по внесению изменений
осуществляется не только в рамках созданного центра, но и часть запланированных
мероприятий проводится в рамках школьного
инновационно – методического
центра.
Целью создания центра по развитию лидерства является подготовка
лидеров, содействие усовершенствованию школьной практики, оказание поддержки,
оценивание, развитие качества преподавания.
В соответствии с целью определены функции центра по развитию лидерства. Главной функцией для
усовершенствования школьной практики, оказание поддержки педагогам является
научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение.
Осуществление менторинга с педагогами прошедшими курсы по
уровневым программам выявлено, что им необходимо сопровождение не только в
период прохождения практики, но и в процессе повседневной работы по внедрению
новых подходов, необходимы постоянные консультации и совместные мероприятия, на
которых можно обсудить возникающие проблемы.
Анализ
Анкеты – диагностики проблем в работе педагогов показал, что 52% педагогов
школы не осмысливают критически сущность реализации формируемых навыков
обучения; 83% учителей не используют инструменты и стратегии, способствующие
размышлению о процессе обучения в классе. Следовательно, учителя школы должны
сосредоточить свое внимание не на собственном преподавании, а на развитие у
учащихся умения обучаться. Так же было выяснено, что 30% коллектива испытывает
сильные затруднения в профессиональной деятельности и им необходимо постоянное
методическое сопровождение и оказание квалифицированной помощи со стороны
подготовленных педагогов (лидеров).
Все наработки педагогов, лучший опыт не должен оставаться и
транслироваться только внутри школы, его необходимо передавать и им необходимо
делиться, поэтому следующей функцией определена функция разработки механизма
для трансляции педагогического и управленческого опыта, создание сайта сетевого сообщества и
организация активной работы на сайте; для повышения мотивации в продвижении изменений,
реализации инновационной деятельности необходим мониторинг и оценивание
учителей – это третья функция ЦРЛ. Выявление лидеров, их подготовка и
продвижение командной работы также относится к функции ЦРЛ.
Для эффективного функционирования «Центра по развитию лидерства» был
составлен календарно – тематический план и определены ожидаемые результаты
работы центра (в
практику проведения уроков внедрены новые подходы и новые формы работы; учителя умеют анализировать и размышлять над собственной
практикой; учителя умеют
работать в условиях профессионального сетевого сообщества школы; учителя, освоившие уровневые
программы, являются лидерами в преподавании и обучении в рамках всей школы; развитие
лидерства учителей основано на исследовании).
Оценка
результативности осуществляется по следующим критериям:
- результативность
Lesson Study
(видео,
фотоматериалы, отчеты);
- результативность коучингов, менторингов и других мероприятий.
- уровень
эффективности сетевого сообщества
учителей.
Приоритетными
инновационными инструментами для достижения поставленных целей являются:
коучинг, менторинг, Lesson Study, исследование в действии, сетевое сообщество, так
как традиционные формы методической работы школы в своих
квалиметрических выражениях обобщены до уровня школы и не отражают
личностно-ориентированный процесс непрерывного обучения каждого учителя. Перечисленные инновационные
инструменты
являются наиболее эффективными на современном этапе, они направлены на
профессиональное развитие, обучение, развитие лидерства, коллективную
деятельность, сотрудничество педагогов, совершенствование их практики, оценку и
рефлексию собственной деятельности.
Используемые
стратегии направлены на реформирование профессионального сознания учителей,
предполагают совершенно новый тип обучения, эффективность которого
подтверждается мировой практикой.
Известно,
что, когда учителя вовлечены в активное исследование процессов преподавания и
обучения, заинтересованы в качестве школьной практики, реализуемых процессах и
результатах учителей других школ, они совершенствуют собственное аналитическое
мышление и в большей степени готовы кразличного рода рискам [4, стр.153].
Проведенные
на базе двух образовательных учреждений (Средняя школа №4 и Первая гимназия) коучинги
по темам: «Обучение тому, как обучаться»; «Решение проблем с помощью новых
подходов»; «Метапознание – движущая сила «Обучения обучению»»; «Диалогическое
обучение»; «Стратегии обучения» представляли собой активный и созидательный процесс
взаимодействия коллег. На основе совместного обдумывания существующих практик
преподавания, обмена идеями, побуждениями со стороны коуча к рефлексивному
диалогу, педагоги совершенствовали
профессиональные знания, имеющиеся навыки и опыт в целях повышения своей
компетентности в отдельных аспектах практики, перехода на качественно иной,
более глубокий уровень их понимания, и принятия решений о практической их
реализации.
В
процессе организованных менторингов ментор делился своим опытом и знаниями, а
подопечный развивал свои профессиональные навыки и искал решение проблем с
целью достижения существенных изменений. Менторинг сконцентрирован на процессе
профессиональной поддержки подопечного и находится во взаимосвязи с процессом
коучинга.
Уроки
– исследования проводились по истории в 8 классе и английскому языку в 5
классе. В Lesson Study
приняли участие группы учителей Первой гимназии и средней школы №4. Педагоги
образовательных учреждений совместно осуществляли планирование, преподавание,
наблюдение, анализ обучения
и преподавания, документируя свои
выводы. При проведении цикла Lesson Study
учителя совершенствовали педагогические подходы. Материалы с описанием работы разместили
на сайте, представили на городском семинаре.
Исследование
в действии на базе школы является процессом, который позволяет анализировать, размышлять
и разрешать школьные проблемы. Саморефлексивное исследование собственной
практики проводиться с целью более углубленного её понимания и дальнейшего
совершенствования. Все усилия
исследования в действии направлены на переосмысление существующей
школьной практики, посредством непрерывного выявления проблем, сбора данных, их
анализа и на его основе – практических действий [4, стр. 144-145]. Исследование
в действии является коллаборативным подходом в обучении учителей и развитии их
практики.
Сетевые
сообщества школ в настоящее время являются важной стратегией, отражающей в
нашем понимании преобразование процесса обучения [4, стр. 150].
Для
обучения педагогов, их сопровождения при внедрении новых подходов и стратегий;
трансляции, обсуждения и оценке лучшего опыта; реализации и мониторинга
широкого спектра действий, нацеленных на усовершенствование процессов
преподавания и обучения, как в пределах школы, так и между рядом школ для достижения высоких результатов
обучения создано лидерами Первой
гимназии и средней школы №4 сетевое сообщество «Лидеры образования. СКО» (www.soobshestvo.ucoz.com). В структуре сообщества три
исследовательские группы: учителей начальных классов, иностранного языка,
казахского языка и две обучающихся группы: учителей гуманитарного цикла и
естественно – математического цикла.
Во
внедренной модели методической службы функционирует информационный центр с
расширенными функциями. Руководитель данного центра осуществляет обслуживание
сайта сетевого сообщества педагогов.
Эффективность вносимых преобразований подтверждается результатами
проведенного анкетирования учителей. Все педагоги принявшие участие в
анкетировании отметили, что совместное коллегиальное обучение способствует
разрешению возникающих проблем, дает
четкие ответы на возникающие вопросы, появляется видение дальнейшей работы.
Педагоги творческой группы в результате внедрения таких стратегий в
практику работы школы, как коучинг, менторинг, Lesson Study, сетевое сообщество продвинулись в своем профессиональном развитии,
научились совместно осуществлять планирование,
преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документируя
свои выводы.
Исследование в действии помогло
увидеть разницу между тем, что, по мнению учителя, должно происходить во время
обучения детей, и тем, что происходит в реальности; понять, как планировать
обучение, чтобы оно в результате максимально удовлетворяло потребности
учащихся. Самый главный вывод, который можно сделать по результатам анализа
анкет это то, что у 100% анкетируемых педагогов
появилась осознанность вносимых изменений в практику, а 40% учащиеся
появилась осознанность того, как они обучаются.
Современные исследования показывают,
что профессиональное развитие требует от учителя позиционирования себя в рамках
образовательного сообщества, в котором практика преподавания и обучения
разрабатывается при непосредственном участии самого учителя на основе результатов
современных исследований. Учителя сами формируют знания, действуют в данных
условиях с лидерской позиции, оказывая воздействие на своих коллег и их
окружение и сохраняя неустанное внимание на аутентичном обучении [4].
Литература:
1.
Концепция непрерывного
педагогического образования педагога новой формации Республики
Казахстан. Астана. 2005 г.
2.
Сайт www.superinf.ru
3.
Кульневич С.В., Гончарова В.И., Лакоценина
Т.П.
Управление современной школой. Выпуск II. Организация и содержание методической
работы: Практич. пособие для школьной администрации, руководителей методических
объединений, методистов, учителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей
ИПК. -Ростов-н/Д: Изд-во "Учитель”, 2003. -288 с.
4.
Руководство
для учителя. Первый (продвинутый) уровень. Второе издание.2012 г.
5.
Жайтапова А.А. Научно – методическое обеспечение профессионального
роста учителей на этапе перехода к модели образования, ориентированного на
результат. – Алматы: РИПК СО, 2004. – 236с.
6.
Дадли Пит. Lesson Study: руководство, 2011 г. |