УДК: 371.214
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В ЛОГИКЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО
ПОДХОДА
Килоева Н.В. – заместитель
директора по НМР, учитель физики
(КГУ «Средняя
школа №4»)
Мурзабаева С.М. – учитель
русского языка и литературы
(КГУ
«Средняя школа №4»)
Анализ
учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе показал, насколько
он несовершенен: во-первых, обучение не учитывает интересов и потребностей
своих подопечных; во-вторых, оно не отвечает запросам общества; и в-третьих,
оно ориентируется на «среднего» ученика. На самом же деле на практике уже давно
общество пришло к выводу, что одинаковых личностей нет и что всякий талант
способствует дальнейшему культурному прогрессу. А талант надо развивать. Для
решения данной проблемы необходимо внести изменения в систему обучения и
воспитания школьников. Традиционно цели школьного образования определялись
набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник.
Сегодня такой подход оказался
недостаточным. Социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую
жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и
профессиональные проблемы. А во многом это зависит не от полученных ЗУНов, а от
наших дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «Компетенция» и «Компетентность»,
более соответствующие пониманию современных целей образования.
Школа
не должна бороться с окружающим миром, но и не может закрывать глаза на его
пороки. Она должна создать для ребенка свою среду, такую, чтобы, проживая в ней
школьные годы, он выходил в большую жизнь и был адекватен окружающей его
реальности. В этом, прежде всего, и проявляется социальная эффективность образования
«школы социального опыта».
Суть
достигнутого в настоящее время консенсуса в сфере образования - признание равной значимости для учащихся и знаний, и
навыков. Принципиальное отличие современного подхода заключается в акцентировании
основного внимания на готовность учащихся применять имеющиеся знания, а не
формально обладать ими, что наиболее точным образом описывает суть навыков,
востребованных в XXI веке [1, стр.
104].
Обратимся к анализу принципов организации универсальной образовательной
среды на традиционном и современном
уроках (Таблица 1).
Таблица 1.
Сравнительный анализ образовательной среды традиционного и современного уроков
Традиционный урок
|
Современный урок
|
1.
Преобладание предметного
знания, не востребованного практикой
|
1.
Стремление закладывать фундамент универсального видения мира в
координатах «Природа-общество-человек»
|
2.
Система овладения буквой знаний
|
2.
Система овладения духом знаний
|
3.
«Разжёвывание» знаний
|
3.
Дается возможность ученику добывать знания в пределах своих
потребностей
|
4.
Передача знаний
|
4.
Формирование жизненно важных качеств личности
|
5.
Путь к знаниям
|
5.
Путь к социальной мудрости
|
Сравнительный
анализ образовательной среды традиционного и современного уроков показывает,
что социализация личности ученика осуществляется только на современном уроке, таким
образом, выполнение социального
заказа образования в эпоху глобализации реализуется на современном уроке.
Так каков же он - современный урок? Это
урок, «на котором формируются компетенции, необходимые ученику для интеграции в
современную жизнь в различных точках Земли».
Современный
урок проектируется по цели, а не по содержанию. В основу целеполагания многие
страны закладывают восемь базовых компетенций из Европейской системы
квалификации: уметь общаться на родном языке; уметь общаться на иностранном
языке; предпринимательские компетенции;
уметь учиться; гражданские и социальные
компетенции; компетенции в области математики, науки и технологий; ценностные
компетенции. |