УДК37.048.44
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ПОДХОДА LESSONSTUDY
Бактыбаева И.Т.
КГУ «Средняя
школа№4»
Г.
Петропавловск, Казахстан
Аңдатпа:
Мақала авторы тарихсабақтарынаенгізілгенLessonStudyтұрғысынанкелудіталдайды. Осы тұрғыданкелудіңпедагогтіңкәсібибіліктілігінжәнесабақтаоқушыларжұмысыныңнәтижелігін
арттыруғакөмектесетінінқарастырады.
Негізгі,
қажеттісөздер: жете білушілік, кәсіби жете білушілік,
критерийлер-белгілері,LessonStudy –сабақтызерттеу.
Annotation:Author of the
article analyses thematic thing Lesson Study included on the on the lessons of
History .He looks through how this thematic Ahingables to in crease of
professional competency of the teacher and increase of pupils work result on
the lesson.
Keywords:competency, professionalcompetency,
LessonStudy, criteries
Современные
преобразования в стране, новые стратегические ориентиры в устойчивом развитии,
открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально
изменили требования к образованию. В соответствии с этим модернизация
образования зависит от понимания ответственности и профессионального уровня
педагогов, их личной причастности к решению многих проблем образовательного
процесса. Отличительные для нашего времени изменения в характере содержания
педагогической деятельности учителя все более явно ориентируют его на свободное
развитие, на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность,
мобильность [1].Ранее утверждалось, что педагогическая деятельность – особый вид
общественно – полезнойдеятельности взрослых людей, сознательно направленной на
подготовку подрастающего поколенияк самостоятельной деятельности [2]. Теперь мы
с уверенностью говорим, что педагогическая деятельность должна быть направлена
на развитие личностных качеств и философского видения мира, т.к. эти качества
дают подготовку к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими,
политическими, нравственными и эстетическими целями своего времени.
Это требует
серьезных изменений в практике работы учителя. В настоящее время требуются
учителя, у которых сформированы такие компетенции как: гибкость и
приспособляемость, умение мыслить позитивно, создавать динамичную команду из
учеников и учителей, умение обращаться с трудными детьми, умение делегировать
свои полномочия, думать глобально, действовать локально, системно, на
перспективу. Учитель должен быть энтузиастом. Это все качества и компетенции
учителя – лидера. А он должен стать лидером, чтобы не «плестись» за учеником со
своими устоявшимися представлениями об образовании из прошлого. Компетенция
является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике,
умением извлекать пользу из опыта, решать проблемы, раскрывать взаимосвязь
прошлых и настоящих событий, уметь находить новые решения, а качество владения компетенцией или то, каким
образом компетенция проявляется в деятельности, есть компетентность.
Компетенции
современного педагога должны выходить за рамки урока и вообще учебного
процесса. Они должны соотноситься с условиями современного общества, чтобы
обучить и воспитать высокоорганизованную и развитую личность. Такова модель
современного педагога. Учитель такого формата готовится на курсах,
организованных «Назарбаев интеллектуал школы» совместно с Кембриджским университетом.
Все учителя, прошедшие эти курсы являются лидерами преподавательской
деятельности. В нашей школе создана творческая группа из таких учителей. Есть специальный план
работы творческой группы и создано сетевое сообщество, действующее совместно с
Первой гимназией. У каждого лидера есть свой план по внесению изменений в
практикуработы и лидерской деятельности. Одной
из сложных задач, стоящих перед преподавателем является задача: научить учащихся учиться, т.е.
развивать саморегуляцию и метапознание учеников. Возникает вопрос: как это
сделать?
В руководстве
для учителя третьего (базового) уровня предлагается реализовывать эту задачу
через «зону ближайшего развития» по
Выготскому и установление подмостков по Брунеру. При этом надо обязательно
учесть опыт и мнение ученика.
Внедрение нового
подхода «Обучение тому, как обучаться» необходимо начать с определения того,
где находится ученик. Учитель должен знать, что обучение осуществляется
учениками, а не для них. И, пожалуй, самое определяющее: ученики должны
говорить о том, чему они обучаются.
В процессе
саморегуляции выделяют три основных составляющих: самонаправленность в процессе
выполнения заданий, самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и
решения проблем, а также самостоятельное определение проблемы и цели. Основной
инструмент, с помощью которого можно проследить саморегуляцию и метапознание
учащихся – это проведение LessonStudy.При проведении
исследования урока моя работа была
направлена на три основных аспекта: определение учащимися цели и проблемы
урока, выбор стратегии для решения задач, выявление самонаправленности
учащихся. Творческая группа учителей единомышленников оказала мне действенную помощь, участвуя в проведении LessonStudy.
LessonStudy– педагогический подход, характеризующий
особую форму исследования в действии на уроках, направленную на
совершенствование знаний в области учительской практики.Подход LessonStudyпредставляет
собой цикл, включающий не менее трех LessonStudy, совместно планируемых,
преподаваемых/наблюдаемых и анализируемых группой учителей [3]. В исследовательской
группе нет равнодушных людей, тем более,что каждый заинтересован в результатах
этого процесса.
Для
наблюдения за учащимися педагоги
разделились на две группы. На первом заседании
по планированию урока были определены ожидаемые результаты и установлены основные
правила работы группы, разработаны критерии оценивания саморегулирования
(Таблица 1).
Таблица 1.
№
|
Критерии
|
Показатели
|
1
|
Самонаправленность в процессе
выполнения заданий
|
ü Умеет самостоятельно
формулировать вопросы
ü Имеет навыки
работы с текстом
ü Умеет оценить
свою работу и работу одноклассников
ü Умеет
взаимодействовать, сотрудничать с одноклассниками
|
2
|
Самостоятельное определение учеником
цели и проблемы
|
ü Умеет
самостоятельно без наводящих вопросов определять цель
ü Умеет
самостоятельно без наводящих вопросов определять проблемы:
· для достижения
цели;
· для
обозначения проблемы при выполнении задания
|
3
|
Самостоятельный выбор стратегий для
достижения цели и решения проблем
|
ü Знает стратегии
и умеет правильно выбрать стратегию для выполнения заданий без подсказки
учителя:
· умеет
аргументировать сделанный выбор стратегий путем оценивания и сопоставления
своей работы и работы других учащихся;
· умеет
синтезировать полученную информацию и
в результате этого получить новые знания.
|
|