УДК37.048.44
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ПОДХОДА LESSONSTUDY
Бактыбаева И.Т.
КГУ «Средняя
школа№4»
Г.
Петропавловск, Казахстан
Аңдатпа:
Мақала авторы тарих сабақтарына енгізілген Lesson Study тұрғысынан келуді талдайды. Осы тұрғыдан
келудің педагогтің кәсіби біліктілігін және сабақта оқушылар жұмысының нәтижелігін
арттыруға көмектесетінін қарастырады.
Негізгі,
қажетті сөздер: жете білушілік, кәсіби жете білушілік, критерийлер-белгілері, LessonStudy
–сабақты зерттеу.
Annotation: Author of the
article analyses thematic thing Lesson Study included on the on the lessons of
History .He looks through how this thematic Ahing ables to in crease of
professional competency of the teacher and increase of pupils work result on
the lesson.
Keywords: competency, professionalcompetency,
Lesson Study, criteries
«Современные
преобразования в стране, новые стратегические ориентиры в устойчивом развитии,
открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально
изменили требования к образованию. В соответствии с этим модернизация
образования зависит от понимания ответственности и профессионального уровня
педагогов, их личной причастности к решению многих проблем образовательного
процесса. Отличительные для нашего времени изменения в характере содержания
педагогической деятельности учителя все более явно ориентируют его на свободное
развитие, на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность,
мобильность [1]. Ранее утверждалось, что
педагогическая деятельность – особый вид общественно – полезной деятельности
взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к
самостоятельной деятельности [2]. Теперь мы с уверенностью говорим, что
педагогическая деятельность должна быть направлена на развитие личностных качеств
и философского видения мира, т.к. эти качества дают подготовку к
самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими,
нравственными и эстетическими целями своего времени.
Это требует
серьезных изменений в практике работы учителя. В настоящее время требуются
учителя, у которых сформированы такие компетенции как: гибкость и
приспособляемость, умение мыслить позитивно, создавать динамичную команду из
учеников и учителей, умение обращаться с трудными детьми, умение делегировать
свои полномочия, думать глобально, действовать локально, системно, на
перспективу. Учитель должен быть энтузиастом. Это все качества и компетенции
учителя – лидера. А он должен стать лидером, чтобы не «плестись» за учеником со
своими устоявшимися представлениями об образовании из прошлого. Компетенция
является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике,
умением извлекать пользу из опыта, решать проблемы, раскрывать взаимосвязь прошлых
и настоящих событий, уметь находить новые решения, а качество владения компетенцией или то, каким
образом компетенция проявляется в деятельности, есть компетентность.
Компетенции
современного педагога должны выходить за рамки урока и вообще учебного процесса.
Они должны соотноситься с условиями современного общества, чтобы обучить и
воспитать высокоорганизованную и развитую личность. Такова модель современного
педагога. Учитель такого формата готовится на курсах, организованных «Назарбаев
интеллектуал школы» совместно с Кембриджским университетом. Все учителя,
прошедшие эти курсы являются лидерами преподавательской деятельности. В нашей
школе создана творческая группа из таких
учителей. Есть специальный план работы творческой группы и создано сетевое сообщество,
действующее совместно с Первой гимназией. У каждого лидера есть свой план по
внесению изменений в практику работы и лидерской деятельности. Одной из сложных задач, стоящих перед
преподавателем является задача: научить
учащихся учиться, т.е. развивать саморегуляцию и метапознание учеников.
Возникает вопрос: как это сделать?
В руководстве
для учителя третьего (базового) уровня предлагается реализовывать эту задачу
через «зону ближайшего развития» по
Выготскому и установление подмостков по Брунеру. При этом надо обязательно
учесть опыт и мнение ученика.
Внедрение нового
подхода «Обучение тому, как обучаться» необходимо начать с определения того,
где находится ученик. Учитель должен знать, что обучение осуществляется
учениками, а не для них. И, пожалуй, самое определяющее: ученики должны
говорить о том, чему они обучаются.
В процессе
саморегуляции выделяют три основных составляющих: самонаправленность в процессе
выполнения заданий, самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и
решения проблем, а также самостоятельное определение проблемы и цели. Основной
инструмент, с помощью которого можно проследить саморегуляцию и метапознание
учащихся – это проведение Lesson Study.При проведении исследования урока моя работа была направлена на три основных
аспекта: определение учащимися цели и проблемы урока, выбор стратегии для
решения задач, выявление самонаправленности учащихся. Творческая группа
учителей единомышленников оказала мне
действенную помощь, участвуя в проведении Lesson
Study.
Lesson Study – педагогический подход,
характеризующий особую форму исследования в действии на уроках, направленную на
совершенствование знаний в области учительской практики. Подход Lesson
Study представляет собой цикл, включающий не менее трех Lesson Study,
совместно планируемых, преподаваемых/наблюдаемых и анализируемых группой
учителей [3]. В исследовательской группе нет равнодушных людей, тем более, что
каждый заинтересован в результатах этого процесса.
Для
наблюдения за учащимися педагоги
разделились на две группы. На первом заседании
по планированию урока были определены ожидаемые результаты и установлены основные
правила работы группы, разработаны критерии оценивания саморегулирования
(Таблица 1).
Таблица 1.
№
|
Критерии
|
Показатели
|
1
|
Самонаправленность в процессе
выполнения заданий
|
ü Умеет
самостоятельно формулировать вопросы
ü Имеет навыки
работы с текстом
ü Умеет оценить
свою работу и работу одноклассников
ü Умеет
взаимодействовать, сотрудничать с одноклассниками
|
2
|
Самостоятельное определение учеником
цели и проблемы
|
ü Умеет
самостоятельно без наводящих вопросов определять цель
ü Умеет
самостоятельно без наводящих вопросов определять проблемы:
· для достижения
цели;
· для
обозначения проблемы при выполнении задания
|
3
|
Самостоятельный выбор стратегий для
достижения цели и решения проблем
|
ü Знает
стратегии и умеет правильно выбрать стратегию для выполнения заданий без
подсказки учителя:
· умеет
аргументировать сделанный выбор стратегий путем оценивания и сопоставления
своей работы и работы других учащихся;
· умеет
синтезировать полученную информацию и
в результате этого получить новые знания.
|
Каждая группа
выбрала для наблюдения трёх учащихся, имеющих высокие, средние и ниже среднего
показатели в аспектах обучения. Затем был определён уровень каждого из учащихся,
работающих по ключевым направлениям Lesson Study, и записаны ожидаемые результаты от каждого
ученика.
Критерии успеха
учеников: Ученик А, имеющий высокие показатели в аспектах обучения, умеет
самостоятельно формировать вопросы, работать с текстом, вырабатывать критерии
оценивания и оценивать работу, определять цель урока, проблему, правильно
выбирать стратегию, аргументировать свой выбор, синтезировать полученную
информацию и получать новые знания; умеет взаимодействовать. Ученик В, имеющий
средние показатели, все это умеет делать с помощью учителя и одноклассников.
Ученик С, имеющий показатели ниже среднего, умеет работать на уроке с помощью
учителя, одноклассников, используя алгоритм и готовые критерии.
По окончании
урока, был проведен опрос исследуемых
учащихся в письменной форме. После
проведения Lesson Study учителя
обсудили результаты своих
наблюдений за исследуемым учащимся, обучением других учащихся. Запись
обсуждения по итогам урока была представлена в форме таблицы, где
прослеживалась работа каждого ученика А,В,С по основным положениям.
Мощным показателем саморазвития
учителя является рефлексия своей деятельности. Умение наблюдать, находить
причины проблем в обучении, делать выводы, ставить правильные задачи для
развития своей профессиональной деятельности и видеть перспективы развития
своей практики – все это составляющие успешной работы учителя. По завершении
каждого Lesson Study мной проводилась рефлексия (Таблица 2).
Таблица 2.
Рефлексия по
первому уроку «Lesson Study».
Тема «Присоединение Младшего жуза к России». 17.09.13
|
Рефлексия
второго урока по «Lesson Study» по теме «Казахское ханство в
середине 18 века» 24.09.13.
|
Рефлексия по
третьему уроку «Lesson Study» по теме:
« Расширение колонизации» 1.10.13
|
Нет четкой работы по определению цели
урока.
Сложность в определении проблемы. Плохо сформированы
навыки работы в группе: всю работу в основном выполняют лидеры
Плохая организация деления на группы
( долго, шумно)
Ученики не умеют распределять роли в
группе.
Не видна работа с текстом. Ученики
читают и составляют схему, а как они при этом мыслят и что думают, не
прослеживается.
Хорошо были прописаны критерии
оценивания и ученики умеют по ним работать.
Видно, что в групповой форме работали
часто, но не правильно.
Имеют хорошее представление о
построении схем «кластер» и «паучок».
Выполнили все, что было запланировано.
Вывод: Урок в целом
прошел гладко, если наблюдать со стороны. Но работали единицы в группах:
лидеры в основном. На уроке трудно было проследить саморегуляцию учащихся,
так как большую часть работы ученики проделывали молча, выдавая готовый
результат. Основную работу вели лидеры, но с их стороны не было желания помочь
другим – не понимающим, так как проще и быстрее было все сделать самому (как
они потом сами признались). Большинство ребят не понимали: что они делают и
для чего
|
1.Не успели
многое, т.к. в основном был сделан акцент на умение ставить цель урока. С
этим поработали хорошо. Каждый проговорил цель и пропустил через себя. Была
видна работа каждого ученика: А,В,С.
2.Не смогли
определить проблему урока. Причина: а) ранее этого не делали; б) путали с
задачами урока; в) сама я еще не знала: как научить выделять проблему не в конце урока, а в начале, когда они
тему еще не проработали. Задача себе: посмотреть информацию о том, как
формируется проблема на уроке.
3.Хорошо была
поставлена работа по распределению ролей в группе и определению их функций.
4. Гладко
прошла защита проектов, так как заранее были определены роли и поставлены
задачи.
5.Не умеем
распределять время. Урок затянулся. Причина: затянулось объяснение нового
материала; деление на группы идет по – прежнему, долго.
6.Хорошо прошло
оценивание, т.к. были прописаны четко критерии оценивания постера.
7. Хорошо
прослеживалась работа с текстом на стикерах. Каждый индивидуально записывал
главную мысль или ключевые фразы по абзацам. Изучив записи можно отследить
ход мысли ученика.
8.Таблица по
определению внутренней политики и экономического положения в Младшем жузе
была хорошо заполнена большинством ребят. Это говорит о том, что большинство
поняло тему и проанализировало ее, составив таблицу.
Вывод: Урок был более удачным чем предыдущий
в плане того, что было возможно проследить саморегуляцию учащихся А,В,С.
Хорошо и быстро определили цель урока. Отлично поработали над выполнением
своей роли в группе и по оцениванию. Но осталась проблема деления на группы и
распределения времени. Серьезная проблема: большой объем новой информации.
|
Быстро и почти
все определили цель урока. Причем работали уже группой, обсуждали без напоминаний.
С выведением проблемы урока пока есть
трудности. Хорошо прошла работа по выбору стратегии.
Неплохо прошло
формативное оценивание: два предложения и одно пожелание.
Что особенно
порадовало: во время выполнения практической работы работали абсолютно все.
Искл. Ученик С, потому что у каждого был свой четко очерченный фронт работы,
и каждый понимал, что от него требуется и как это нужно сделать.
Все успели и
все были довольны: и я и дети. Об этом говорит их саморефлексия. Все
отметили, что поняли тему, особенно ту ее часть, над которой работали сами
( отметило
больше половины учащихся). Все ответили, что достигли цели урока и смогли
вывести проблему урока. Последнее с
помощью группы. Все ответили, что была построена групповая работа, а не
работа одиночек. Все отметили, что
довольны своей работой на уроке. (Раньше были чаще недовольные). Уровень
своей работы у 70% класса определили как средний. Никто не показал низкий. Вывод: В целом урок прошел хорошо.
Время выдержано (з минуты задержки). У каждого прослеживался уровень
саморегуляции. Цели, проблемы и выбор стратегии прошли хорошо. Работа в
группах по ролям и активность всех была 100%. Дети стали понимать для чего
они делают то или иное задание, стали так же понимать: чего достигли за урок
и почему у них это получилось. В конце урока Семен даже сказал мне спасибо за
урок. А Яшонкова Валя написала в листе саморефлексии « Большое спасибо за
урок! Было очень интересно!!!» Приятно, что ребята стали осознавать, что
работать в группе вместе лучше, чем в одиночку. Но надо поработать над 1)делением
на группы; 2) выведением проблемы; 3) навыком работы над заданиями без моего
пояснения; 4) самостоятельным усвоением текста.
|
В ходе проведения уроков Lesson Study были выявлены и решены следующие проблемы:
1.Многие ученики
не могут мыслить масштабно.
2. Не могут
быстро построить схему по презентационному материалу без пояснений учителя.
3.Сложность:
учебники не соответствует программе.
4.Есть затруднения
в определении проблемы урока.
Своеобразным
выводом по проведению уроков Lesson Study стало анкетирование учителей «Обратная связь».
Все педагоги принявшие участие в анкетировании отметили, что совместное
коллегиальное обучение способствует разрешению возникающих проблем, дает четкие ответы на возникающие
вопросы, появляется видение дальнейшей работы.
Анкетирование учащихся также является доказательством эффективности проведенного исследования:
После проведения трех уроков и
результатам анкетирования, умеют определять цель урока 61%
учащихся, из них не всегда 39%.; умеют
определять проблему урока 43,4%, не
умеют – 13%, не всегда – 43,4%.; умеют выбирать нужную стратегию для решения
конкретной задачи 78,2%, не всегда – 13%, не умеют 8,6%; группа помогает
выполнению заданий на уроке 73,9%, не
всегда – 13%, не помогает – 13%, умеют оценивать себя и одноклассников в
соответствии с критериями 65,2%, не
всегда – 30, 4%, не умеют – 4,3%; положительно относятся к саморефлексии 86,9%,
не очень – 13%.
Таким образом,
можно сделать следующее заключение: в условиях инновационных изменений в
системе образования профессиональный рост учителя рассматривается в рамках
концепции «обучение в течении всей жизни»…Педагог должен управлять знаниями
причем в глобальном масштабе, т.е. должен уметь создавать стратегии,
позволяющие обучать своих учеников управлению знаниями [4]. Общество ставит
перед нами новые задачи: создание мультикультурного образования. А значит надо
вести размышление о своей культуре преподавания. Сегодня нужны компетентные
люди, способные принимать ответственные решения, осуществлять творческую
деятельность, создавать условия для самореализации и самосовершенствования.
Литература:
1.СадвакасовР.А.,
д.п.н., директор департамента НИИ и МС АО «НЦПК «Өрлеу».Система
повышения квалификации в свете современных требований. Сборник статей «первые республиканские
педагогические чтения работников образования» часть 3, с.379
2.Материалы
Центра современной педагогики «Обучение без границ», (Монреаль, Канада), Модуль
3 «Моделирование современного урока по заданной цели»
3. Пит Дадли.LessonStudy: руководство. / www.lessonstudy.co.uk., 2011 г., с.2.
4.Жуманова Г.С.,
зам. дир. по у–м раб.филиала АО «Өрлеу» НЦПК ИПК
ПР. по ВКО.Непрерывный профессиональный рост учителя как главное условие
предоставления качественных образовательных услуг.Сборник статей «первые
республиканские педагогические чтения работников образования» часть 3, с. 330.
Заявка на участие в конференции:
«Актуальные направления модернизации системы повышения квалификации в контексте
современной модели образования, ориентированного на развитие человеческого
капитала» |