Новые подходы в преподавании и обучении: развитие
метапознания и саморегуляции учащихся как средства повышения качества
образования
Бактыбаева И.Т.
(Учитель истории, КГУ СШ №4)
В современной
системе преподавания и обучения рассматривается вопрос о том, как дети
становятся активными обучающимися, которые формируют свое мышление на основе
личных размышлений и социального взаимодействия. «Педагогические подходы,
известные как «преподавание и обучение
на основе диалога» и метасознание, или «обучение тому, как обучаться» служат в
качестве важных современных интерпретаций социоконструктивистских идей.»
[«руководство для учителя», с.116]. Движущей силой «обучения обучению» является
метапознание, т.е. способность отслеживать, оценивать, контролировать и
изменять то, как индивид мыслит и учится. А значит, чтобы учебный процесс был
эффективен, должны соблюдаться ключевые факторы: 1) понимание детьми процесса
обучения; 2) понимание того, чему обучать; 3) представление о том, как структурировать
учебный процесс; и 4) как оценить
результативность обучения.[«руководство для учителя», с.138].
Программа курсов повышения квалификации
педагогических работников РК третьего (базового) уровня основывается на семи
модулях, в основе которых лежит конструктивистская теория преподавания и
обучения. Из всех семи модулей самым сложным является модуль «обучение тому, как
обучаться», основанный на развитии метапознания и саморегуляции учащихся. Суть
этого модуля хорошо отражена в изречении Э.Канта «учить не мыслям, а мыслить».
И учить мыслить, и видеть как мыслит ученик сложная задача для учителя. Мы
привыкли видеть готовый ответ ученика – верхушку айсберга, а что сокрыто под
ним, чаще мы даже и не подозреваем. А ведь это самая важная часть личности
ученика – то как он думает, что он думает и как применяет свои умственные
способности, какие мыслительные процессы совершает. Сокрыто от нас, учителей,
то, что называется «метапознание – осознание субъектом собственных знаний и
процесса мышления». [Флейвелл,1976 г., из «руководства для учителя», с.149]. Флейвелл
выделяет три компонента метапознания:
·
Познание
себя в качестве ученика
·
Знание,
понимание и оценка целей и заданий
·
Знание
и мониторинг стратегий, необходимых для выполнения заданий.
Обучение тому,
как учиться также подразумевает саморегуляцию ученика, которая напрямую связана
с метапознанием и тоже, на первый взгляд, не видна. Саморегуляция – это то,
какое направление, стратегию выбирает ученик, исходя из собственного
метапознания (понимания своего уровня знаний).Выделяют следующие элементы
саморегуляции:
ü Самонаправленность
в процессе работы над заданиями
ü Самостоятельное
определение проблемы и цели
ü Самостоятельный
выбор стратегий для достижения целей и решения проблемы.
При этом очень важно
учитывать такие аспекты обучения как то, что:
Ø Нужно начать с
определения того, где находится ученик
Ø Ученики должны
учиться обучению
Ø Ученики должны
говорить о том, чему они обучаются
Ø Обучение
осуществляется учениками, а не для них.
Отсюда вывод:
ученики должны учиться обучению. Тогда возникает вопрос: как развиватьсаморегуляцию?
С помощью «зоны ближайшего развития». По Выготскому – «это расстояние между
уровнем актуального развития и уровнем возможного развития» [«руководство для
учителя», с.133]. Преодолеть это расстояние учащийся может только с помощью
взрослого, либо с более способными учениками. Здесь важна методика
«установления подмостков» первоначально разработанная ЖеромомБрунером. Это
постепенно увеличивающаяся, а затем уменьшаемая помощь в овладевании знаниями.
При этом очень важно учесть опыт ученика и мнение учащегося.
Метапознание и
саморегуляция развиваются через концепцию «Я».
Концепции «Я» состоит из трех взаимосвязанных частей:
v Аффективный
компонент «как ощущаю себя в качестве ученика»
v Когнитивный
компонент «что я знаю и умею»
v Социальный
компонент «как взаимодействую с обществом»
Основная
цель педагога в развитии метапознания и
саморегуляции учащихся – это научить учиться. Как это выглядит на практике?
Метапознание и саморегуляция должны прослеживаться наиболее ярко по трем
направлениям:
I.
При
работе над выполнением заданий по таксономии Блума.
Выполняя эти
задания от простого к сложному ученик проявляет метапознание( то есть может
определить свой уровень знаний и оценить свою работу). Далее, исходя из своей
отправной точки, ученик может проявить саморегуляцию, то есть спланировать или
выбрать стратегию своего образования ( например наметить как выполнить шестой
уровень таксономии). Через какие задания можно проследить это? Приведу несколько
примеров из практики учителя истории.
Например: дается
задание 1) «Составить словарь терминов» при повторении по теме «Раннее
средневековье». Ученики выписывают все исторические термины по всему разделу и
записывают в тетрадь в алфавитном порядке. Это задание на знание, понимание и
применение.
2) Составить схему «картография» по датам и
событиям. В пособии «101 техника»по компетентностной педагогике есть описание
этой техники.
3) Составить «денотатный
граф» по подтеме «монархия» (урок «Образование централизованных монархических
государств»), где от этого термина отходят два ключевых понятия:
централизованная и сословно – представительная. Дети должны дописать значение
каждого прилагательного. Это задание уже
на анализ и синтез.
Задания шестого
уровня по таксономии Блума - это оценивание ситуации. Оно должно быть
аргументированным. Например: Оцени события в Киевской Руси с позиции
современного человека. Что оказало положительное, а что оказало отрицательное
влияние на дальнейший ход истории России? (тема «Киевская Русь).
Также шестой
уровень предполагает решение практических задач. Например: по теме «Англия в
11-15 веках» дается задание: составить
слайд, который отражал бы ответ на такой вопрос: Представь, что ты король
Англии 13 века. Ты должен создать сильное централизованное государство и
укрепить свою власть. С чего бы ты начал? Продумай план своих действий и
обоснуй их, отрази на слайде. Ответы были очень грамотными. Например: 1) создал
бы сильную армию; 2) укрепил границы государства; 3) вел бы добрососедские
отношения с соседними государствами, чтобы те не напали, пока я буду укреплять
власть внутри страны; 4) упорядочил бы налоговую систему (деньги будут нужны
для укрепления власти); 5) провел бы реформы.
Таким образом,
задания по таксономии Блума помогают ученику поэтапно развить свое мышление.
Здесь ярко проявляется и метапознание – осознание своих возможностей и
способностей, и регуляция – выбор стратегии для решения задания.
II.
Работа
над анализом текста, таблицы, схемы, документа и т.д.
Здесь
используются такие приемы как «мозговой штурм» например, при анализе схемы с
ошибкой на уроке «Особенности феодализма». На интерактивной доске дается схема,
где четыре особенности феодализма правильно выделены, а пятая – неверно.
Задание: вначале индивидуально, затем в парах и группах подумать: какой вопрос можно поставить по
схеме? После бурного обсуждения методом «мозгового штурма» ученики делают вывод
и ставят вопрос: является ли эксплуатация феодалами крестьян особенностью
феодализма?
Следующий прием
«чтение с комментариями». По теме «Феодалы и крестьяне в средние века»дается
задание прочитать отрывок из текста и ответить на вопросы: 1) что было
интересно? 2) как ты думаешь, что будет
в следующем абзаце? 3) выдели главные мысли и ключевые слова в абзаце и запиши
в тетрадь, работая в паре.
Еще один прием
«ЗХУ». Это анализ собственных знаний и одновременно выбор дальнейшей работы
мысли: хочу узнать.
«Составление
пазлов». Ученики составляют пазлы по ключевым терминам: Термин – определение.
III.
И
следующее направление – это «групповая работа».
Во всех заданиях
этого направления присутствует метапознание, исходя из той роли, которую берет
на себя ученик в группе: делать защиту проекта, писать и искать информацию,
дополнять и т.д. Приемов множество. Например: «найди себе группу» по картинке
на обобщающем уроке по разделу «раннее средневековье». Ученики вытягивают
картинку, и отвечают: что это и к какой теме раздела относится. Так формируются
группы по отдельным темам.
Наиболее часто
используемые приемы: составление логической цепочки, коллажа, опорной схемы.
Эти приемы можно использовать в дифференцированных группах. В зависимости от
уровня группы соответствующее задание (проще или сложнее).
Еще один прием:
создание слайда по теме с опорой на «семь смысловых шляп». Задания от простой
шляпы – белой,к сложной – синей на организацию мышления: «Что дало вам изучение
темы? Как и где эту информацию вы можете использовать в дальнейшем?».
Все задания можно
давать сначала для индивидуального выполнения, затем в парах и в группах.
Сообща решить проблему легче, поэтому надо создавать «подмостки» в виде помощи
одноклассников либо дается алгоритм действий.
В заключении
хотелось бы сказать о том, что дает развитие метапознания и саморегуляции
ученикам и учителю:
§ Возможность
выявить собственные барьеры
§ Учит учиться
§ Создает
конструктивный диалог в группе
§ Улучшает
обратную связь
§ Дает
качественное оценивание результатов успеваемости и уровня понимания
§ Позволяет использовать
в полной мере опыт учеников
§ Принимает во
внимание мнение учащихся
Результаты
применения модуля «развитие метапознания и саморегуляции»:
o
Активность
всех учеников на уроке
o
Качество
усвоения материала выше (нет оценки «3»)
o
Высокий
уровень самостоятельности, так как уровень осознанности действий становится
выше.
« Школа – это
кладовая сокровищ, за наличие их в кладовой отвечает учитель. Ученик сам волен
набивать свои карманы сокровищами, учитель не должен насильно впихивать ему
драгоценности и выполнять роль таможенника. Сам ученик определяет, сколько
драгоценностей на уроке он наберет, сколько сможет их унести и сам оценивает
сколько богатства он приобрел» [из материалов Центра Современной Педагогики
«Обучение без границ», Монреаль, Канада].
Литература:
1.
.«Руководстводляучителя»,CenterofExcellenceNIS, UniversityofCAMBRIDGE
2.
МатериалыПрограммы, изданиеIII, CenterofExcellenceNIS,
UniversityofCAMBRIDGE
3.
Материалы
Центра Современной Педагогики «Обучение без границ», Монреаль, Канада |