Сетевое сообщество «Лидеры образования. СКО»
Каталог файлов
Меню сайта

Категории раздела
Печатные статьи [15]
Lesson study [34]
Среднесрочное планирование [13]
Новые подходы в преподавании и обучении [6]
Коучинг [14]
Планы по развитию лидерства [2]
Страница ментора [3]

Наш опрос
Сфера вашей деятельности
Всего ответов: 72

Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Информеры
Погода в Казахстане

Приветствую Вас, Гость · RSS 19.05.2024, 17:54

Главная » Файлы » Печатные статьи

Новые подходы в преподавании и обучении: развитие метапознания и саморегуляции учащихся как средства повышения качества образования
[ Скачать с сервера (26.7 Kb) ] 19.12.2013, 07:39

Новые подходы в преподавании и обучении: развитие метапознания и саморегуляции учащихся как средства повышения качества образования

Бактыбаева И.Т.

(Учитель истории, КГУ СШ №4)

В современной системе преподавания и обучения рассматривается вопрос о том, как дети становятся активными обучающимися, которые формируют свое мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия. «Педагогические подходы, известные как  «преподавание и обучение на основе диалога» и метасознание, или «обучение тому, как обучаться» служат в качестве важных современных интерпретаций социоконструктивистских идей.» [«руководство для учителя», с.116]. Движущей силой «обучения обучению» является метапознание, т.е. способность отслеживать, оценивать, контролировать и изменять то, как индивид мыслит и учится. А значит, чтобы учебный процесс был эффективен, должны соблюдаться ключевые факторы: 1) понимание детьми процесса обучения; 2) понимание того, чему обучать; 3) представление о том, как структурировать учебный процесс;  и 4) как оценить результативность обучения.[«руководство для учителя», с.138].

 Программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК третьего (базового) уровня основывается на семи модулях, в основе которых лежит конструктивистская теория преподавания и обучения. Из всех семи модулей самым сложным является модуль «обучение тому, как обучаться», основанный на развитии метапознания и саморегуляции учащихся. Суть этого модуля хорошо отражена в изречении Э.Канта «учить не мыслям, а мыслить». И учить мыслить, и видеть как мыслит ученик сложная задача для учителя. Мы привыкли видеть готовый ответ ученика – верхушку айсберга, а что сокрыто под ним, чаще мы даже и не подозреваем. А ведь это самая важная часть личности ученика – то как он думает, что он думает и как применяет свои умственные способности, какие мыслительные процессы совершает. Сокрыто от нас, учителей, то, что называется «метапознание – осознание субъектом собственных знаний и процесса мышления». [Флейвелл,1976 г., из «руководства для учителя», с.149]. Флейвелл выделяет три компонента метапознания:

·                    Познание себя в качестве ученика

·                    Знание, понимание и оценка целей и заданий

·                    Знание и мониторинг стратегий, необходимых для выполнения заданий.

Обучение тому, как учиться также подразумевает саморегуляцию ученика, которая напрямую связана с метапознанием и тоже, на первый взгляд, не видна. Саморегуляция – это то, какое направление, стратегию выбирает ученик, исходя из собственного метапознания (понимания своего уровня знаний).Выделяют следующие элементы саморегуляции:

ü    Самонаправленность в процессе работы над заданиями

ü    Самостоятельное определение проблемы и цели

ü    Самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблемы.

При этом очень важно учитывать такие аспекты обучения как то, что:

Ø    Нужно начать с определения того, где находится ученик

Ø    Ученики должны учиться обучению

Ø    Ученики должны говорить о том, чему они обучаются

Ø    Обучение осуществляется учениками, а не для них.

Отсюда вывод: ученики должны учиться обучению. Тогда возникает вопрос: как развиватьсаморегуляцию? С помощью «зоны ближайшего развития». По Выготскому – «это расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития» [«руководство для учителя», с.133]. Преодолеть это расстояние учащийся может только с помощью взрослого, либо с более способными учениками. Здесь важна методика «установления подмостков» первоначально разработанная ЖеромомБрунером. Это постепенно увеличивающаяся, а затем уменьшаемая помощь в овладевании знаниями. При этом очень важно учесть опыт ученика и мнение учащегося.

Метапознание и саморегуляция развиваются через концепцию «Я».  Концепции «Я» состоит из трех взаимосвязанных частей:

v    Аффективный компонент «как ощущаю себя в качестве ученика»

v    Когнитивный компонент «что я знаю и умею»

v    Социальный компонент «как взаимодействую с обществом»

Основная цель  педагога в развитии метапознания и саморегуляции учащихся – это научить учиться. Как это выглядит  на практике?  Метапознание и саморегуляция должны прослеживаться наиболее ярко по трем направлениям:

                                           I.                       При работе над выполнением заданий по таксономии Блума.

Выполняя эти задания от простого к сложному ученик проявляет метапознание( то есть может определить свой уровень знаний и оценить свою работу). Далее, исходя из своей отправной точки, ученик может проявить саморегуляцию, то есть спланировать или выбрать стратегию своего образования ( например наметить как выполнить шестой уровень таксономии). Через какие задания можно проследить это? Приведу несколько примеров из  практики учителя истории.

Например: дается задание 1) «Составить словарь терминов» при повторении по теме «Раннее средневековье». Ученики выписывают все исторические термины по всему разделу и записывают в тетрадь в алфавитном порядке. Это задание на знание, понимание и применение.

 2) Составить схему «картография» по датам и событиям. В пособии «101 техника»по компетентностной педагогике есть описание этой техники.

3) Составить «денотатный граф» по подтеме «монархия» (урок «Образование централизованных монархических государств»), где от этого термина отходят два ключевых понятия: централизованная и сословно – представительная. Дети должны дописать значение каждого  прилагательного. Это задание уже на анализ и синтез.

Задания шестого уровня по таксономии Блума - это оценивание ситуации. Оно должно быть аргументированным. Например: Оцени события в Киевской Руси с позиции современного человека. Что оказало положительное, а что оказало отрицательное влияние на дальнейший ход истории России? (тема «Киевская Русь).

Также шестой уровень предполагает решение практических задач. Например: по теме «Англия в 11-15 веках»  дается задание: составить слайд, который отражал бы ответ на такой вопрос: Представь, что ты король Англии 13 века. Ты должен создать сильное централизованное государство и укрепить свою власть. С чего бы ты начал? Продумай план своих действий и обоснуй их, отрази на слайде. Ответы были очень грамотными. Например: 1) создал бы сильную армию; 2) укрепил границы государства; 3) вел бы добрососедские отношения с соседними государствами, чтобы те не напали, пока я буду укреплять власть внутри страны; 4) упорядочил бы налоговую систему (деньги будут нужны для укрепления власти); 5) провел бы реформы.

Таким образом, задания по таксономии Блума помогают ученику поэтапно развить свое мышление. Здесь ярко проявляется и метапознание – осознание своих возможностей и способностей, и регуляция – выбор стратегии для решения задания.

                                        II.                       Работа над анализом текста, таблицы, схемы, документа и т.д.

Здесь используются такие приемы как «мозговой штурм» например, при анализе схемы с ошибкой на уроке «Особенности феодализма». На интерактивной доске дается схема, где четыре особенности феодализма правильно выделены, а пятая – неверно. Задание: вначале индивидуально, затем в парах и группах  подумать: какой вопрос можно поставить по схеме? После бурного обсуждения методом «мозгового штурма» ученики делают вывод и ставят вопрос: является ли эксплуатация феодалами крестьян особенностью феодализма?

Следующий прием «чтение с комментариями». По теме «Феодалы и крестьяне в средние века»дается задание прочитать отрывок из текста и ответить на вопросы: 1) что было интересно? 2)  как ты думаешь, что будет в следующем абзаце? 3) выдели главные мысли и ключевые слова в абзаце и запиши в тетрадь, работая в паре.

Еще один прием «ЗХУ». Это анализ собственных знаний и одновременно выбор дальнейшей работы мысли: хочу узнать.

«Составление пазлов». Ученики составляют пазлы по ключевым терминам: Термин – определение.

                                     III.                       И следующее направление – это «групповая работа».

Во всех заданиях этого направления присутствует метапознание, исходя из той роли, которую берет на себя ученик в группе: делать защиту проекта, писать и искать информацию, дополнять и т.д. Приемов множество. Например: «найди себе группу» по картинке на обобщающем уроке по разделу «раннее средневековье». Ученики вытягивают картинку, и отвечают: что это и к какой теме раздела относится. Так формируются группы по отдельным темам.

Наиболее часто используемые приемы: составление логической цепочки, коллажа, опорной схемы. Эти приемы можно использовать в дифференцированных группах. В зависимости от уровня группы соответствующее задание (проще или сложнее).

Еще один прием: создание слайда по теме с опорой на «семь смысловых шляп». Задания от простой шляпы – белой,к сложной – синей на организацию мышления: «Что дало вам изучение темы? Как и где эту информацию вы можете использовать в дальнейшем?».

Все задания можно давать сначала для индивидуального выполнения, затем в парах и в группах. Сообща решить проблему легче, поэтому надо создавать «подмостки» в виде помощи одноклассников либо дается алгоритм действий.

В заключении хотелось бы сказать о том, что дает развитие метапознания и саморегуляции ученикам и учителю:

§     Возможность выявить собственные барьеры

§     Учит учиться

§     Создает конструктивный диалог в группе

§     Улучшает обратную связь

§     Дает качественное оценивание результатов успеваемости и уровня понимания

§     Позволяет использовать в полной мере опыт учеников

§     Принимает во внимание мнение учащихся

Результаты применения модуля «развитие метапознания и саморегуляции»:

o        Активность всех учеников на уроке

o        Качество усвоения материала выше (нет оценки «3»)

o        Высокий уровень самостоятельности, так как уровень осознанности действий становится выше.

« Школа – это кладовая сокровищ, за наличие их в кладовой отвечает учитель. Ученик сам волен набивать свои карманы сокровищами, учитель не должен насильно впихивать ему драгоценности и выполнять роль таможенника. Сам ученик определяет, сколько драгоценностей на уроке он наберет, сколько сможет их унести и сам оценивает сколько богатства он приобрел» [из материалов Центра Современной Педагогики «Обучение без границ», Монреаль, Канада].

 

 

 

 

Литература:

1.                 Руководстводляучителя»,CenterofExcellenceNIS, UniversityofCAMBRIDGE

2.                 МатериалыПрограммы, изданиеIII, CenterofExcellenceNIS, UniversityofCAMBRIDGE

3.                 Материалы Центра Современной Педагогики «Обучение без границ», Монреаль, Канада

Категория: Печатные статьи | Добавил: bitl-b | Теги: подходы, Новые, обучение, преподавание, статья, Саморегуляция
Просмотров: 10965 | Загрузок: 712 | Комментарии: 18 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 Sownstn  
0
Большое спасибо очень полезно. Буду поделюсь сайтом с моими хорошими друзьями.
посмотрите и эту страничку и дайте ей оценку

http://theaesoon.co.kr/bbs/board.php?bo_table=free&wr_id=37640 брауни с бял шоколад
http://fianresearch.com/bbs/board.php?bo_table=free&wr_id=4733 дерматолог софия добър
http://momomo.co.kr/bbs/board.php?bo_table=free&wr_id=17119 пералня за вграждане размери бош
http://psa7330.pohangsports.or.kr/bbs/board.php?bo_table=mn3_2&wr_id=84251 почивка на море в римини

=0090=0=

2 StevenMub  
0
Great looking site. Think you did a great deal of your very own html coding.
Вижте и страницата ми

https://voxworldnews.com/%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BC-%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%BE-%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%B5-%D0%B4%D0%B0-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%B5%D1%82/ SEO съдържание

=777?

1 StevenMub  
0
Great internet site! It looks extremely expert! Maintain the helpful job!
Вижте и страницата ми

http://www.designdarum.co.kr/bbs/board.php?bo_table=free&wr_id=1753054 Ролята на съдържанието в SEO

=777?

Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz