Сетевое сообщество «Лидеры образования. СКО»
Каталог файлов
Меню сайта

Категории раздела
Печатные статьи [15]
Lesson study [34]
Среднесрочное планирование [13]
Новые подходы в преподавании и обучении [6]
Коучинг [14]
Планы по развитию лидерства [2]
Страница ментора [3]

Наш опрос
Сфера вашей деятельности
Всего ответов: 72

Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Информеры
Погода в Казахстане

Приветствую Вас, Гость · RSS 07.05.2024, 18:36

Главная » Файлы » Печатные статьи

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
18.01.2018, 14:08

Статья опубликована в сборнике материалов XIV международной научно – практической конференции «ОБРАЗОВАНИЕ: традиции инновации» (Прага, Чешская республика 27 апреля 2017 год)

ISBN 978 – 80 – 88005 – 30 - 8

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Нагочевский Е.И.

КГУ «Первая гимназия»

 

В последнее время все чаще говорят о реформировании системы образования. Вопросов здесь явно больше, чем ответов, но наблюдаются определенные тенденции.

Главной задачей современной казахстанской политики в области образования является обеспечение его качества на основе сохранения фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, достижение требуемого уровня качества образования и его дальнейшее совершенствование наиболее продуктивно осуществляется путем внедрения РАЗНЫХ подходов уже опробованных в мире.

Современное образование в 21 веке очень противоречиво. Условно в его основе лежит борьба двух подходов. Первый подход считает, что образование это надстройка, которая обслуживает экономику общества, а, следовательно, должно выполнять заказ родителей, то есть государства, учителей, учеников, гражданских институтов. Исходя из этой концепции, можно сказать, что задача образования подготовить человека к жизни в данном конкретном обществе. Если учитывать эту идею, то необходимо четко знать то общество, в котором мы живем.

Второй подход - образование это инструмент, который сам создает конкурентоспособное общество. Следовательно, человек должен быть обучен самостоятельно принимать решения в быстро меняющемся мире не только в рамках конкретного данного общества, но и быть конкурентоспособным в любом другом государстве.

Исходя из этих двух положений, можно сказать, что перемены неизбежны, так как сам мир быстро меняется.

Главное, что сегодня влияет на процессы в обществе – это ГЛОБАЛИЗАЦИЯ. Дело в том, что в 21 веке ресурсы резко истощились за 400 лет капитализма, следовательно, необходимо из оставшихся ресурсов максимально полно отжать полезные свойства. Для этого нужно создать такого гражданина, который будет быстро принимать решения и отвечать за их последствия. Это возможно только в обновленной системе образования.

Большое значение сегодня имеет понимание Закона ускорения исторического прогресса, его второе название – ЗАКОН ВРЕМЕНИ. Его суть в том, что чем дальше развивается цивилизация, тем быстрее происходит смена фактологии и всех научных открытий, разработок и модернизаций. Если приводить примеры, то можно сказать что человек в 17 веке за всю свою жизнь пользовался постоянным набором знаний без изменений на протяжении десятков лет, а в 21 веке каждые полгода принципиально меняется вся фактология и технология, производство и методы работы, маркетинг и менеджмент, меняются даже вызовы времени. Теория Арнольда Тойнби «Вызов и ответ» очень точно характеризует систему образования: образование должно быстро отвечать на новые вызовы общества и ликвидировать недостаток в тех знаниях, которые способствуют решению этих вызовов. Другими словами – образование не может быть костным т.к. и сам мир изменился и быстро ускорился по пути прогресса. Исходя из новых реалий рыночной экономики, задачи образования резко изменились.

Современные инновации в экономике, изменения на рынке труда обуславливают необходимость владения такими навыками, которые в совокупности позволяют учащимся анализировать и оценивать ситуацию, идеи и информацию для решения задач, творчески использовать имеющиеся знания и опыт для синтеза новой идеи и информации. Актуальными становятся развитие у учащихся навыков широкого спектра: функциональное и творческое применение знаний, критическое мышление, проведение исследовательских работ, использование информационно-коммуникационных технологий, применение различных способов коммуникации, умение работать в группе и индивидуально, решение проблем, и принятие решений.

Навыки широкого спектра являются залогом успешности учащихся, как в школьной образовательной практике, так и в перспективе, после окончания школы.

С целью формирования и развития у учащихся навыков широкого спектра в учебных программах (в рамках обновления содержания среднего образования) по предметам гуманитарного цикла в качестве основных рекомендованы технологии обучения: проблемное обучение, развивающее обучение, индивидуальное обучение, дифференцированное обучение, междисциплинарное обучение, модульное обучение, обучение на основе опыта. Методы и формы работы: проектный метод; работа в малых группах (команде), кейс - стади (анализ конкретных ситуаций), активные и интерактивные методы обучения.

Коммуникативная, речевая направленность должна планироваться на каждом уроке: доказывать, аргументировать свое суждение, объяснять, комментировать, обобщать сказанное, вступать в диалог и т.д. [5].

Важную роль в достижении поставленной цели на уроке играют правильно подобранные на каждом этапе активные и интерактивные методы обучения.

Сущность интерактивных методов заключается в том, что обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.

К интерактивным методам относятся: творческие задания, работа в малых группах, ролевые игры, групповые дискуссии, образовательные ресурсы, проекты.

Активные и интерактивные методы предполагают обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, использование таких стратегий, как «Займи позицию», «ПОПС - формула», «Смени позицию», «Креативная матрица», «Анализ и учет воздействующих факторов», «Моделирование», «Дебаты в процессе» [1].

Структура урока с использование активных и интерактивных методов отличается от структуры традиционного урока. Она включает следующие этапы: мотивация, определение темы и цели обучения, ознакомление учащихся с прогнозируемыми результатами, предоставление необходимой информации, интерактивное упражнение и подведение итогов.

В качестве эффективных методов при разработке упражнений можно выделить модели вопросов и заданий по таксономии Блума.

Таксономия Блума предполагает классификацию задач, установленных педагогами ученикам, и, соответственно, целей обучения. Она делит образовательные цели на три сферы: когнитивную, аффективную и психомоторную. Внутри каждой отдельной сферы для перехода на более высокий уровень необходим опыт предыдущих уровней, различаемых в данной сфере. Цель таксономии Блума – мотивировать педагогов фокусироваться на всех трех сферах, предполагая, такм образом, наиболее полную форму обучения. Таксономия Блума считается базовой и существенной темой в сфере образования [4].

Моделирование заданий на уровне «знание» таксономии Блума направлены на проверку запоминания через повторение или узнавание информации; вспоминание информации и материала: выполнить тестовые задания, вставить пропущенные знаки, выучить наизусть, повторение правил и определений, привести порядок применения.

Понимание. Перенос информации в другую, знакомую, систему, определение путей передачи другим запомненной информации. Описание сходств, различий и результата, сопоставление.

  • Использование или применение информации для решения какой-либо проблемы. Ученик должен без помощи учителя самостоятельно решить незнакомую проблему. Учитель должен обратить внимание не только на правильность решения, но и на сам процесс решения; потому что пути решения могут быть важнее самого решения.

Анализ. Деление исследуемого объекта на составляющие части с целью определения его структуры, а также выявление скрытых смыслов. Ученик выясняет и понимает, как работают различные части и как они ведут к результату (Анализ отличается от понимания более глубокой переработкой и усвоением информации). Виды аналитических вопросов и заданий: выяснение сути, выявление подтекста, мотивация.

Синтез. Творческое объединение элементов с целью создания нового содержания. Конструирование новой модели (структуры) на основе собственного опыта с использованием предположения, условностей, возможностей. Виды работ и результаты: творческие жанры, составление плана или проведение опыта, результаты, основывающиеся на абстрактных понятиях.

Оценка. Принятие решения и защита собственной точки зрения по спорной и полемичной теме. Осуществляется через постановку вопросов, вызывающих дискуссию и споры. Ученики должны сформулировать и передать свои мысли, идеи, выводы и обосновать их. На этом уровне применяются конкретные, системные и обоснованные стандарты [2].

Таксономия целей обучения (Блум, Кратволь, 1956) так же предполагает шесть уровней мыслительных навыков (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка).

Таксономический подход, используемый в ГОСО (в рамках обновления содержания образования), позволяет формулировать критерии оценивания согласно уровням мыслительных навыков таксономии целей обучения.

Таким образом, таксономия может помочь в разрешении ряда затруднений, препятствующих включению в образовательный процесс метода аутентичных интеллектуально развивающих заданий, поскольку она является инструментом, позволяющим правильно сформулировать диагностичные цели, составить задания для учащихся, подобрать методы оценки, адекватные поставленным целям, правильно провести рефлексию по результатам обучения. Таксономию Блума можно назвать надежным инструментом планирования, систематизации и управления процессом осмысленного обучения.

 

USING ACTIVE METHODS OF TEACHING DURING LESSONS OF HUMANITARIAN CYCLE

Key words: the law of accelerating historical process, active methods, skills of wide range, taxonomy of Bloom, lesson

 

Использованная литература:

  1. Активные методы преподавания и обучения.WWW.cpm.kz
  2. Некоторые вопросы образования. Пер. с англ. - Алматы: Центр Демократического Образования, 2001.
  3. https://infourok.ru/kursy
  4. http://en.wikipedia.org/wiki
  5. http://smk.edu.kz/

 

 

Категория: Печатные статьи | Добавил: bitl-b
Просмотров: 934 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz