УДК: 37.018.2
ИННОВАЦИОННАЯ
МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
СОВРЕМЕННОЙ
ШКОЛЫ
Г.С.Бустекова
директор КГУ
«Средняя школа №4», учитель физики и математики,
Северо –
Казахстанская область, г. Петропавловск
Н.В. Килоева
заместитель директора по НМР, учитель физики
КГУ «Средняя
школа №4»
Северо –
Казахстанская область, г. Петропавловск
В
XXI веке инновационные процессы стали важными направлениями деятельности
образовательных учреждений. Развивающиеся образовательные учреждения жизненно
заинтересованы в нововведениях для обеспечения собственных конкурентных
преимуществ. Для эффективной инновационной деятельности школы должны иметь собственные системы
создания и внедрения новшеств, а также педагогов, способных реализовать этот
процесс. Многообразие инновационных преобразований, происходящих в
образовательных учреждениях, требуют серьезного научно-методического
обеспечения.
В
условиях модернизации образования важной задачей методической службы
образовательного учреждения становится обеспечение реализации новых приоритетов образовательной
политики, помощь педагогам в достижении высокого уровня профессиональной деятельности,
научно-методическое сопровождение
инновационных процессов. Особую актуальность приобретает разработка
новых подходов к построению модели методической службы в школе, направленной на
повышение профессиональной компетентности педагогов.
Исследования
показывают, что потребность в организации методической работы в школе
сохраняется и так же актуальна, как и прежде, но ощущается необходимость
пересмотра содержания и форм деятельности с учетом актуальных научных
направлений. Современная методическая служба образовательного
учреждения является качественно новым
этапом развития в этой области.
Соответственно, имеется
социально-профессиональный заказ на приведение модели методической
службы школы в соответствие с требованиями времени и изменившейся ситуации в образовании.
Анализ теоретических исследований и практического опыта организации
методической работы позволил выявить следующие противоречия:
-
между социально-профессиональным заказом на организацию научно-методической
поддержки учителей, ориентированным на осуществление инновационной
образовательной деятельности и не возможностью оказать такую поддержку в
условиях традиционных форм и содержания методической работы в
общеобразовательных учреждениях;
-
повышенными требованиями к работе педагогов и неготовностью к удовлетворению
данных ожиданий общества в силу недостаточности научно-методической и технологической
поддержки их деятельности.
Анализ
актуальности и противоречий привели к необходимости разработки инновационной модели методической
службы современной школы.
Инновационная
модель методической службы школы может быть разработана, если:
-
учтены особенности методической работы в современной школе;
-
выявлены функции и содержание работы структурных подразделений методической
службы школы;
-
определены компоненты структурно – функциональной модели методической службы
школы.
Построение модели является процессом, состоящим из нескольких этапов.
Первый этап - постановки задачи, а правильная постановка
задачи важнее даже, чем ее решение. Для нахождения оптимального решения задачи
нужно знать, в чем она состоит. Как ни просто данное утверждение, оно часто
игнорируется.
Второй этап -
построение модели, включающий, прежде всего определение цели, ради которой создается модель, поиск оснований
для построения модели в соответствии с целями и далее - выделение существенных
элементов будущей модели и системообразующих связей между ними.
Третий этап – проверка модели на достоверность.
Четвертый этап - применение модели.
Пятый этап - обновление модели посредством
ее достраивания или переконструирования.
Требования к построению модели:
1)
модель должна быть адекватна отражаемому объекту, иначе она не
выполнит своей функции;
2)
модель должна быть открытой, чтобы иметь возможность гибко
реагировать на внешние изменения: либо появлением /устранением/ одного из
структурных элементов, либо образованием новых связей в структуре и т.д.;
3)
модель должна быть
реальной, т.е. построена с учетом условий «внешней» по отношению к модели
среды. Можно спроектировать самую идеальную с точки зрения строения и структуры
модель, но она не будет работать в силу своей фантазийности;
4)
модель необходимо проверить
на достоверность: установить - все ли существенные компоненты реальной действительности
встроены в модель.
В отличие от модели традиционной методической службы, построенной
по «предметному принципу» /цикловые методические комиссии или объединения/,
предлагаемая модель создается по «функциональному принципу». В логике
представленных выше рассуждений в основе структурно-функциональной модели лежит
следующая логическая цепочка: потребности педагогов и управленцев учебного
заведения – цели методической службы - основные направления ее деятельности -
модель методической службы. |